150 лет РМО
Официальные документы
Устав
Финансовый план
История
Секции
Юбилеи
Музыка Тверского края
Статьи
Проекты
Афиша
Новости
Контакты

РМО - Музыка Тверского края

ДАВАЙТЕ ВСПОМИНАТЬ ВМЕСТЕ

В предыдущей публикации (см. Тверские ведомости за 11-17 октября 2002 г.) упоминалось имя Николая Михайловича Сидельникова – известного тверского музыканта, организатора городского симфонического оркестра. Предлагаемая ниже статья – приглашение к разговору, и не только о Н.М.Сидельникове, но и о людях, создававших тверскую музыкальную культуру и развивавших ее традиции.

Сейчас, когда ощущается потребность заново осмыслить факты и обстоятельства музыкальной жизни Твери, возникает не о бходимость вспомнить полузабытые имена наших музыкантов. Хочется осмыслить свои корни и поддержать музыкальные традиции. Ведь в нашем городе была насыщенная музыкальная жизнь. В начале века на сцене текстильной фабрики “Товарищество Тверская мануфактура” ставились оперы, и С.Я. Лемешев в своих мемуарах вспоминал, что в Твери он встретился с высоким профессиональным оперным искусством. После 1917 года это искусство продолжало жить и развиваться. Известны оперные постановки “Бориса Годунова”, “Русалки”, “Евгения Онегина”. В 1935 в Калинине образовалась оперная труппа и возник Театр оперетты. Параллельно сложился хороший коллектив симфонического оркестра. В нашем городе всегда жили и работали прекрасные музыканты…

Несколько лет назад в архиве Н.М. Сидельникова нами был найден список его учеников. Первым в нем значилось имя Рудольфа Баршая. Список в свое время составляла дочь Сидельникова – Татьяна Николаевна, которая была семейным летописцем и хроникером многих событий городской жизни, например театральной.

Рудольф Борисович Баршай (р.1924) – известный музыкант-дирижер советских времен. Сейчас его имя упоминают в одном ряду с Галиной Вишневской и Мстиславом Ростроповичем, Гидоном Кремером и Кириллом Кондрашиным, уехавшим из Советского Союза в 70-х годах. В 1956 году Р.Баршай основал первый в СССР камерный оркестр и стал исполнять с ним малоизвестные в то время сочинения Вивальди, Моцарта, Гайдна. В одном из интервью он вспоминал: сначала никто не верил, что такой оркестр может существовать у нас в стране, и первые концерты вообще были бесплатными, а репетиции шли по ночам. Тем не менее, интерес к старинной музыке был настолько велик, что музыканты совмещали игру в оркестре со своей основной работой и играли что называется на полном энтузиазме. Р.Баршай приезжал на родину в 1993-м и в 2000-м годах. В свой последний приезд он исполнил Мессу си минор И.С. Баха с оркестром В. Федосеева.

Однако, первые музыкальные впечатления Рудольфа Баршая связаны с Калинином, куда переехали его родители в 1936 году. На нашу просьбу поделиться воспоминаниями Рудольф Борисович ответил незамедлительно. Мы приводим текст его письма почти полностью.

“…Я учился в средней школе №17. В нашу школу как-то приходил преподаватель музыки – проверял слух и другие музыкальные способности. Так я попал в детский хор Калининской музыкальной школы. Однажды, проходя по коридору после репетиции хора, я услышал звуки, которые заставили меня остановиться. Я тихонько открыл дверь и тихонько вошел в класс. Сонату Бетховена играла для учеников преподавательница истории музыки Елена Яковлевна Сондак.

Эта музыка преследовала меня весь день и всю ночь. С того момента кончилось мое беззаботное детство. Я попросил отца купить пианино. Однажды в воскресенье отец, вернувшись с базара, торжественно объявил: на пианино у меня не хватило денег, но я купил тебе скрипку Страдивариуса!!! Конечно, это была фабричная подделка. Счастью моему не было предела. Все помыслы, стремления, время и силы были посвящены занятиям музыкой. Моим первым учителем скрипки стал Николай Михайлович Сидельников; но он не преподавал в школе, и меня определили в класс Алексея Ивановича Лойко. Говорили, что он происходил из цыган. Был он, по моим тогдашним впечатлениям, прекрасным музыкантом. Помню, как я восторгался звуками его скрипки.

Осенью 1939 года я поехал в Москву и там через некоторое время поступил в музыкальное училище при Московской консерватории в класс проф. Л.М. Цейтлина.

Другое воспоминание: на одном из школьных вечеров, вскоре после начала обучения я играл Концерт для скрипки Ридинга из начального репертуара. После концерта директор школы Николай Пименович Ишиев подошел к моему отцу и посоветовал ему всячески поощрять мои занятия музыкой. Еще он наговорил много такого, что повторять мне неудобно; хотя, говорят, скромность нынче не в моде.

Последний раз я приезжал в Калинин, если не ошибаюсь, в 1964-м или в 1966-м году на юбилей всеми нами любимой учительницы русского языка – нашей классной руководительницы – Зинаиды Васильевны Алексеевой. Приехали ее ученики со всех концов страны. Это была незабываемая встреча.

С самыми лучшими дружескими пожеланиями. Ваш Рудольф Баршай”.

Мы выяснили, что довоенная СШ №17 была по адресу Володарского,3. Это почти напротив Скорбященской церкви. Имя Н.П. Ишиева хорошо известно многим выпускникам Первой музыкальной школы. А.И. Лойко был преподавателем игры на скрипке в довоенной музыкальной школе имени Мусоргского и в музыкальном училище. После войны его следы затерялись. Сейчас уже никто не может вспомнить Е.Я. Сондак, которая играла для маленьких учеников сонату Бетховена. Где работала потом З.В. Алексеева, пока не очень ясно.

Мы просим всех, кто помнить этих людей, откликнуться и поделиться своими воспоминаниями.

О.А. Архипова, зав.отделом литературы по искусству
библиотеки имени А.М. Горького,

Н.К. Дроздецкая, преподаватель
музыкального училища имени М.П. Мусоргского

Ахипова О., Дроздецкая Н. ДАВАЙТЕ ВСПОМИНАТЬ ВМЕСТЕ//Тверские ведомости. - 2002. - 6-14 ноября