150 лет РМО
Официальные документы
Устав
Финансовый план
История
Секции
Юбилеи
Музыка Тверского края
Статьи
Проекты
Афиша
Новости
Контакты

РМО - Музыка Тверского края

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ОБЩЕСТВА ТВЕРИ И ГУБЕРНИИ ДО 1917 ГОДА

Музыкальные общества в Твери возникали как бы пунктиром, время от времени, на всем протяжении второй половины XIX века. В конце XIX -начале ХХ веков небольшие музыкальные общества и кружки любителей музыки стали образовываться и во многих городах Тверской губернии, например, Осташкове, Кимрах, Кашине, Красном Холме. Как правило, такие общества и кружки именовались литературно-музыкальными, театрально-музыкальными и т.д. Тем не менее, они консолидировали вокруг себя музыкальную общественность города, формировали музыкальную среду, способствовали выявлению и развитию музыкальных дарований. В рамках музыкально-литературного общества “Ладо”, например, действовали музыкальные классы, в которых желающие могли за недорогую плату обучаться музыкальной грамоте и профессиональным навыкам сольного пения. “Кто знает – может быть, эти музыкальные классы положат начало развитию в нашей среде первоклассных музыкальных талантов? - восклицал репортер газеты ‘Тверской вестник’. А что музыка будет иметь благотворное влияние на все юношество, которое в этих классах будет обучаться, едва ли можно сомневаться”.1

Первое музыкальное общество возникло в Твери в феврале 1865 года. Оно было учреждено “для познания музыкального искусства и для развития музыкальных способностей, особенно в молодых, без различия сословий, людях, которые не имеют возможности собственными средствами достигать желаемой цели,” – гласил текст прошения об открытии общества. Возникновение музыкального общества в нашем городе совпало с начавшимся процессом координации деятельности провинциальных отделений в рамках Русского музыкального общества.2 К этому времени отделения РМО уже сформировались в Киеве (1863) и в Казани (1864). Тверь не осталась в стороне и организовала свой филиал РМО в числе первых крупных культурных центров.

В число непременных членов Тверского музыкального общества входили кн. П.Р. Багратион, в то время тверской губернатор, полицмейстер А.А. Губченко, директором общества значился учитель музыки Ю.Э. Мельцер.3 Видимо, первое музыкальное общество просуществовало недолго, потому что газета “Тверские губернские ведомости” только один раз упоминает о нем. Она публикует устав музыкального общества, где записано, что “членом может быть всякий, кто по мере своего образования в состоянии содействовать успешному развитию общества; тем не менее, для поступления в число действующих членов требуется еще и чтобы желающий обладал качествами, необходимыми для исполнения музыкальных пьес, как-то музыкальный слух, чувство такта и т.д.4 ”Устав общества был утвержден в марте 1865 года.

Взнос каждого действующего члена составлял два рубля и каждого недействующего – семь рублей (в год). Общие музыкальные собрания планировались 6 раз в год. Общество возглавляло собрание старшин из трех человек, директор и казначей. Выбор репертуара оставался за директором. Годовщина общества была назначена на 31 августа и предполагалась праздноваться ежегодно.

Следующий факт возникновения музыкального общества относится к 1879 году. На сей раз общество сформировалось на основе кружка любителей хорового пения. Его руководителем стал Владимир Иванович Покровский, управляющий Тверской контрольной палатой и большой энтузиаст хорового исполнительства. На страницах газеты “Тверской вестник” он вспоминал: “В мае 1878 года 27 человек, любителей хорового пения, стали собираться на пробные хоровые спевки. С декабря того же года уже могли быть начаты музыкальные вечера. Тогда же был составлен проект устава будущего общества “Ладо”, утвержденный 9 марта 1879 года”.5

Общество с самого начала именовалось литературно-музыкальным, а его устав был почти копией устава РМО. Общество имело цель “содействовать распространению музыкального образования в гор. Твери, способствовать развитию всех отраслей музыкального искусства и поощрять способных русских художников (сочинителей и исполнителей)”. Общество имело право устраивать для своих членов литературно-музыкальные собрания и концерты, в которых могли бы исполняться произведения вокальной и инструментальной, духовной и светской музыки как русских, так и зарубежных композиторов, а также оперные и драматические представления.

Структура общества “Ладо” включала почетных членов, членов-исполнителей, членов-соревнователей и членов-посетителей. Почетными членами могли быть известные композиторы, исполнители, писатели и преподаватели, они не облагались никакими обязательными взносами в пользу общества. Членами-исполнителями были непосредственные участники музыкальных и музыкально-драматических вечеров. Они уплачивали ежегодно в кассу общества не менее 2-х рублей каждый. Звание члена-соревнователя присваивалось лицам, вносящим в пользу общества не менее 25 рублей. Наконец, члены-посетители вносили в кассу 6 рублей ежегодно, а если все члены семейства посещали концерты, то для них делались скидки.6

Вначале репетиции общества “Ладо” проходили в помещении Благородного собрания, затем – в классической мужской гимназии, с разрешения ее директора – П.Ф. Фрезе. Здесь же устраивались и музыкальные вечера общества. В сезоне 1878-1879 года в обществе находились 63 исполнителя, 3 члена-соревнователя и 200 слушателей. В его состав входили также один москвич, один кашинец и один вышневолочанин. Можно предположить, что “кашинцем” являлся кто-то из музыкального семейства Лодыженских, обитавшего в имении Маковницы Кашинского уезда, например, помещик Иван Николаевич Лодыженский, сочинявший небольшие музыкальные пьесы.

В течение первого сезона было устроено четыре вечера в гимназии и два – в зале Благородного собрания. Всего же было исполнено 37 хоровых произведений, 21 вокальный ансамбль, 25 инструментальных пьес (в том числе для фортепиано, скрипки и корнет-а-пистона). Среди исполнителей числились г-жи Буцци, Костарева, Стефановская-Солодецкая и княгиня Шаховская, а также г-н А.А. Оппель.7

Сочувствующих деятельности музыкального общества было много. В.А. Всеволожский подарил оркестровые партии тринадцати музыкальных произведений и контрабас, который все стали называть дедушкой “Ладо” (вспомним припев “дид-ладо” русских народных песен). Всеволожский также пообещал впоследствии передать в пользование для общества ноты знаменитого в прошлом, семейного Рябовского оркестра Всеволожских.8 П.И. Принтц, представитель известной в городе семьи тверских немцев, передал ноты от прежнего музыкального общества, существовавшего в Твери с 1865 года. Общество со значительной скидкой приобрело также рояль фирмы “Беккер” в Москве.

Старшинами музыкального общества “Ладо” были выбраны: княгиня М.В. Мещерская, а также г-жи М.А. Лошкарева, Е.М. Всеволожская, Л.Г. Петрункевич, А.И. Львова, а также г-да Вл.И. Покровский, А.Д. Покровский, А.А. Пречан, Ю.Н. Гольденштейн и городской голова А.Е. Нечаев. Среди членов общества “Ладо” был и весьма уважаемый в городе А.К. Жизневский, основатель Тверского музея.

Газета “Тверской вестник” внимательно следила за деятельностью музыкального общества “Ладо”. В течение 1880 года на страницах газеты публиковались заметки об исполнении Квартета ми бемоль мажор Бетховена, музыкальной картины “Садко” Римского-Корсакова в переложении для фортепиано в четыре руки, “Молитвы” из оперы “Фенелла” Обера. 25 февраля исполнялись ария Гальки из одноименной оперы Монюшко, интродукция и хор “Славься” из оперы “Жизнь за царя” Глинки, а также его “Арагонская хота” в переложении для фортепиано в 4 руки. В одном из концертов выступила С.П. Ландэзен, обладавшая по словам рецензента “ высоким прекрасным сопрано и уменьем петь”.9

В концертах были также исполнены: увертюра “Эгмонт” Бетховена в переложении для фортепиано, скрипки и виолончели, квартет Гайдна и хоры Даргомыжского и Верстовского. 2-го апреля 1881 года на 40-й день кончины императора Александра II хор музыкального общества “Ладо” спел панихиду в дворцовой церкви. А 30 апреля в исполнении хора прозвучали отдельные номера из “Реквиема” Моцарта, а также хоры Серова и Лядова.

В отчетах общества за 1879-80 годы, среди исполненных произведений значатся хоры Вагнера (из оперы “Летучий голландец”), Верстовского (из оперы “Аскольдова могила”), Даргомыжского (из оперы “Русалка”), Рубинштейна (из оперы “Демон”), Чайковского (из оперы “Евгений Онегин”). Среди вокальных номеров указаны романсы Варламова “Оседлаю коня”, Даргомыжского “Мне грустно” и “Безумная, я все еще его люблю”, а также Глинки - “Песнь Маргариты”. 15 произведений прозвучало в исполнении корнет-а-пистона, в основном, переложения русских романсов. Интересно, что в концертах общества активно практиковались выступления фортепианных ансамблей в четыре и в восемь рук. В таком варианте, помимо уже перечисленных произведений, были исполнены 5-я симфония Бетховена и Увертюра к опере “Тангейзер” Вагнера.

Важной задачей члены общества считали пропаганду классической музыки и распространение музыкального образования среди бедного населения. При обществе существовала музыкальная школа, точнее, музыкальные классы: инструментальный и вокальный. Здесь обучали игре на струнных и духовых инструментах. Уроки пения можно было брать за очень недорогую плату – два рубля в сезон.

В отчете общества “Ладо” за 1880 год много говорится о необходимости помещения для общества. Предложенное помещение Тверского военного собрания было небольшим и недостаточным для проведения вечеров. Зал гимназии подходил, но ее директор выразил желание лично просматривать репертуар и цензурировать его. Совет старшин счел это неприемлемым. Наконец, помещение для спевок, вечеров и концертов было найдено в зале Общественного собрания на следующих условиях: плата за каждую спевку по 2 рубля; за каждый членский вечер – по 10 руб. и за концерт – по 20 рублей. Деятельность общества “Ладо” в этом сезоне выразилась в основном в устройстве вечеров (4) и концертов (2). В отчете общество выразило благодарность г-же М.А. Лошкаревой, которая и в отъезде интересовалась деятельностью “ Ладо ” , стремилась помочь, а также г-ну Лавроскому, опытному и деятельному хористу.10

В 1881 году главным вопросом, который обсуждался на общем собрании членов музыкального общества, был вопрос о том, разрешат ли отцы города бесплатное пользование залом Дворянского собрания? Много говорили о трудностях: натирке полов, прекращении карточной игры и игры на бильярде на несколько часов и т.д. Газетный репортер комментировал: Кому не известно теперь благотворное влияние музыки на духовную природу человека? Например, музыкальное общество в Орле, кроме различных пожертвований от жителей города, имеет в бесплатном пользовании зал Дома дворянства, который оно может даже сдавать внаем для своих нужд…

В 1882 году музыкальное отделение общества “Ладо” прекратило свое существование, оставив, тем не менее, глубокий след в музыкальной жизни города. Через два года, как сообщают “Тверские губернские ведомости”, при здешнем Военном собрании “организовался кружок любителей музыки, в который сразу вошли 20 человек, играющих весьма недурно. Мы также слышали, - продолжает газетный репортер, - что вскоре предполагается в зале Благородного собрания музыкальный вечер, устраиваемый кружком. Этот кружок для Твери положительная находка, т.к. при существующем обществе ‘Ладо’ отдела музыки нет.”11

В Тверском областном архиве сохранился финансовый отчет общества “Ладо” за сезон 1886-87 года. Председателем общества значится Михаил Ильич Петрункевич. Из отчета видно, что общество испытывало определенные финансовые трудности, т.к. оно рассылало просьбы своим членам о погашении денежной задолжности “Ладо”.12

В 1896 году в Твери опять возникает литературно-музыкальное общество. Оно существовало под названием “Парус” и официально именовалось “Обществом поощрения труда и разумного отдыха” и тоже, как и “Ладо”, базировалось на любителях хорового пения. Председателем общества значился Иван Михайлович Ринкевич, военный следователь, полковник и большой любитель музыки. Членами правления “Паруса” были Г.Г. Книговский, М.И. Шнейдман, Н.С. Березин, А.И. Успенский.

К 1898 году хор общества насчитывает 25 человек, а к 1902-му – 187. Он именуется “Хором любителей светского пения”, при котором существует инструментальный ансамбль – квартет из трех скрипок и фисгармонии. Вначале хором руководил известный в Твери музыкант – Фридрих Осипович Лашек. Концерты хора устраивались на фабрике Берга. Известен факт проведения музыкального вечера обществом “Парус” в кавалерийском юнкерском училище 6 декабря 1892 года. А в октябре 1898 г. на музыкальном вечере общества звучала музыка Вагнера из его оперы “Тангейзер” в переложении для скрипки и фортепиано. В феврале 1902 года усилиями членов общества “Парус” был подготовлен вечер памяти Гоголя, с участием хора и балалаечников.

Репетиции к концертам устраивались в доме тверского купца Ф.А. Курова, страстного театрала и меломана. Этот дом и ныне стоит на углу Новоторжской улицы (№ 9) и Свободного переулка.

Литературно-музыкальное общество “Парус” распалось в период 1905-1906 годов. Несколько позднее газета “Тверская речь” с сожалением констатировала время застоя в культурной жизни тверитян: “Несколько лет тому назад общество ‘Парус’ поражало своей жизненностью…и процветало, пока небрежное отношение к делу со стороны некоторых руководителей не погубило дела...Если бы было место, куда каждый мог бы придти отдохнуть, почитать, послушать лектора, музыку, посмотреть исполнение любимых авторов на сцене, или заняться чем-нибудь другим – то несомненно, это было бы большим плюсом в жизни каждого.”13

В 1906 году “Тверские губернские ведомости” известили об убийстве в Ашхабаде прокурора И.М. Ринкевича. Газета сообщила также, что Ринкевич покинул Тверь 15 августа 1905 года, успев оказать обществу “Парус” существенную помощь своей деятельностью.14

Музыкальным городом Тверской губернии слыл Осташков. Уже в 1849 году там существовал оркестр из 15-20 музыкантов при общественном театре, устраивались музыкальные концерты. В 1888 году в городе организуется общество любителей сценического искусства, в уставе которого было записано: “Общество имеет целью: а) содействовать проявлению талантов сценического искусства в г. Осташкове, а равно способствовать распространению и развитию музыкального образования и пения в среде местного общества; б) доставлять своим членам возможность собираться для исполнения произведений драматического и музыкального искусства, литературных и научных чтений”. Усилиями общества был подготовлен ряд концертов, в которых выступил местный театральный оркестр, духовой, а также оркестр русских народных инструментов.15

Удивительно, какой музыкально-насыщенной была жизнь тверитян в XIX веке! Справедливости ради надо сказать, что музыкальное общество в Твери возобновило свою деятельность и в ХХ веке, но после длительного перерыва - в 1987 году. Оно возникло на базе Всероссийского хорового общества. Однако, это – тема отдельного разговора.

Н. К. Дроздецкая


1 Тверской вестник . 1880, 21 декабря, № 50.

2 ГАТО. Ф. 56, оп. 1, д. 500, л. 1.

Русское музыкальное общество – РМО – было организовано в 1859 году. Целью общества явилось развитие профессионального музыкального образования в России.

3 Поскольку Устав музыкального общества обязывал неизрасходованные деньги жертвовать в пользу школы при Тверской лютеранской церкви, можно предположить, что директор общества Ю.Э. Мельцер был учителем музыки в лютеранской общине Твери.

4 Тверские губернские ведомости. 1865, № 23, отд. 2, ч. офиц. С. 384-386.

5 Тверской вестник. 1880, 6 января, № 1.

6 Тверской вестник. 1879, 29 апреля, №21.

7 Андрей Алексеевич Оппель, пианист, в прошлом директор Санкт-Петербургского музыкального общества и сын известного в Твери статского советника Алексея Христофоровича Оппеля.

Основоположником рода Оппелей в России был Христофор Федорович Оппель, действ. статский советник, доктор медицины, главный врач больницы для бедных Московского воспитательного дома, писатель. Род. в Виртемберге, ум. в 1835 году в Москве, - свидетельствует Русский биографический словарь.

8 Владимир Александрович Всеволожский происходил из древнего рода, ведущего свое начало от Рюрика. Его сын Михаил Владимирович Всеволожский, а также муж дочери Лидии Владимировны, Иван Михайлович Петрункевич, служили предводителями дворянства Новоторжского уезда Тверской губернии. Родовое поместье Всеволожских – Рябово – находилось под Петербургом (ныне гор. Всеволожск).

9 Издание газеты “Тверской вестник” было тесно связано с именем Василия Ивановича Покровского – брата Владимира Ивановича. Совместно с М.И. Петрункевичем и другими тверскими земскими деятелями, Вас. Ив. Покровский редактировал и издавал “Тверской вестник”, имевший большой успех далеко за пределами Тверской губернии. (См. Записки тверских краеведов, № 1, изд. Русская провинция, 1997. С.24-25).

Софья Петровна фон Ландэзен (урожденная Тургенева), кузина известного русского писателя, была тверской меценаткой и благотворительницей. По некоторым данным, она брала уроки пения у Полины Виардо.

10 Отчеты общества “Ладо” публиковала газета “Тверской вестник”: за сезон 1879 года – в № 1 (6 января) 1880 года; за сезон 1879-80 гг. – в № 49 (14 декабря) 1880 года.

11 Тверские губернские ведомости. 1884, № 6, ч. неофиц. С. 5.

12 ГАТО. Ф. 103, оп.1, д. 6 л. 132-134. Благодарю сотрудника информационного краеведческого центра ТОУНБ им. А.М. Горького О.Н. Яковлеву за указание на этот документ.

13 Тверская речь . 1910, № 26.

14 Тверские губернские ведомости, 1906, № 72, ч. неоф. С. 9. Благодарю Б.Н. Ротермеля за предоставленную информацию об этом факте.

15 А. Васильев. “Граждане играют на музыке” // Тверские ведомости. 1992, 7-13 августа, № 113. С. 6.

Дроздецкая Н. К. МУЗЫКАЛЬНЫЕ ОБЩЕСТВА ТВЕРИ И ГУБЕРНИИ ДО 1917 ГОДА
//Записки Тверских краеведов: Вып.5. - Тверь.: Русская провинция. - 2005. - С.:58-65