150 лет РМО
Официальные документы
Устав
Финансовый план
История
Секции
Юбилеи
Музыка Тверского края
Статьи
Проекты
Афиша
Новости
Контакты

РМО - Статьи

ТРАМПЛИН С МУЗЫКОЙ

В Твери временно действуют два одинаковых творческих союза

Словосочетание передел собственности давно стало привычным для нашего уха. Пресловутый имущественный, вопрос имеет свойство касаться всех — и тех, кто решает его по понятиям , и тех, кто верит в закон. Сейчас Россия, без преувеличения, переживает бум имущественных конфликтов в сфере культуры: десятки творческих, организаций по той или иной причине сменили руководство и теперь пытаются уйти в свободное коммерческое плавание, не забыв прихватить с собой немного госсобственности. И в этом смысле, увы, совершенно типичной представляется ситуация, сложившаяся вокруг Тверского музыкального общества (ТМО).

Одним из главных действующих лиц этой истории поневоле стал Владимир Боярский, художественный руководитель - директор Тверской государственной академической филармонии, заслуженный деятель искусств. России, лауреат Государственной премии, и именно с него мне хотелось бы начать рассказ. Боярский принял это учреждение культуры около 20 лет назад, и тогда оно представляло, собой опечатанное здание, в котором санэпидемстанция и противопожарная служба запретили не то что концерты проводить, но и вообще находиться. Из всех богатств у филармонии имелись только астрономических размеров долги: ни артистов, ни полноценного оркестра, ни нормальных музыкальных инструментов. Боярский привлекал на ее возрождение все возможные средства: и федеральные, и местные, и внебюджетные. Постепенно о Тверской филармонии узнали, сюда стали приезжать на гастроли лучшие коллективы России. Во времена существования Росконцерта и Союзконцерта организовать подобные визиты было не так уж сложно, а в перестроенное время Боярский, по его собственному признанию, выживал исключительно за счет личных дружеских отношений с различными артистами.

Мне повезло попасть в Тверскую филармонию в день концерта. Сначала мне были с гордостью продемонстрированы орган, новые репетитории, концертные рояли, современная студия звукозаписи, хорошо оборудованный балетный класс и даже столовая-бар, в которой артисты могут пообедать всего за 30 рублей в день. Всему этому, признаюсь, невольно удивляешься: как, неужели культурная жизнь бьет ключом где-то, кроме Москвы и Петербурга? Но главное положительное впечатление того вечера - публика, принимавшая артистов так тепло и искренне, как, пожалуй, ни один московский зал не принимает даже западных звезд первой величины.

Испокон веков организующим началом культурной жизни в провинции были творческие союзы, а именно - региональные отделения сначала всесоюзных, а потом и всероссийских организаций. Союзы традиционно выступали своеобразными гарантами защиты прав и интересов артистов, брали на себя организацию их досуга, отпусков и - лечения, поэтому в перестроенное время в Твери, как и во всех других городах страны, творческие работники, пытаясь удержаться на плаву, охотно поддерживали жизнь своих профессиональных союзов. Областная общественная организация Тверское музыкальное общество была создана в 1987 году, когда прославленное Всероссийское хоровое общество перевоплотилось во Всероссийское музыкальное общество (ВМО). Собственно, как нетрудно догадаться, ТМО стало одним из многочисленных филиалов ВМО. Обе организации поселились в одном здании - производственном строении по адресу: улица Озерная, д. 11, где получили по этажу площадью около 365 квадратных метров.

Поначалу ТМО кипело: был придуман и запущен фестиваль Музыкальные вечера на Селигере проводились творческие встречи. Под нужды союза власти города выделили еще одно просторное помещение в особняке на центральной площади, аккурат напротив обкома КПСС. Тогда ТМО возглавлял очень известный в Твери музыкант Степан Мильтонян, который, однако, как истинно творческий человек, от рутины, руководства быстро устал и все дела передал своему заместителю Наталье Малышевой. Наталья Михайловна, в свою очередь, постепенно спустила на тормозах деятельность ТМО, а все полезные площади успешно сдала в аренду. Теперь в особняке напротив мэрии вместо музыкантов прописаны фирма Орифлэйм и юридическая консультация, а на Озерной улице обосновалось архитектурно-строительное бюро, говорят, что все доходы от аренды г-жа Малышева получала наличными, сама работала дома и старалась никак не напоминать о себе тверским музыкантам. Рассказывает Галина Петрова, режиссер-постановщик Тверской академической филармонии, заслуженная артистка России: Я помню, когда, создавалось ТМО. Мы были очень рады этому событию и возлагали на него большие надежды. Мы были приняты в состав организации, даже внесли первый взнос, но на этом все и закончилось. Ей вторит Людмила Белякова, директор Тверского областного учебно-методического центра учебных заведений культуры и искусства: За все время существования ТМО у меня не было никаких контактов с Н. Малышевой. По своим профессиональным вопросам музыканты нашего региона всегда обращаются ко мне. Она же, как руководитель музыкального общества, который должен рассматривать подобные вопросы, никогда со мной не взаимодействовала

Но это обсуждается только теперь. Все минувшие с момента образования ТМО годы тверские музыканты не вспоминали о своем союзе: во-первых, существовала филармония, которая успешно развивалась, позволяла много и плодотворно работать, во-вторых, ВМО во главе с председателем, народным артистом России Николаем Калининым, часто бывало в городе, и при необходимости все вопросы можно было решить напрямую. Надо полагать, так дело обстояло бы до сих пор, не вмешайся в судьбу ТМО большой бизнес. Смешно сказать, что в скандал всероссийского масштаба ТМО завлекли... узы брака, которыми сочетались несколько лет назад дочь Натальи Малышевой и коммерсант Сергей Савенков. Сергей Евгеньевич известен в городе очень успешными сделками с недвижимостью. В частности, из-под носа Владимира Боярского им был выкуплен памятник архитектуры, некогда переданный на баланс филармонии для создания лечебно-оздоровительного комплекса и выставленный на аукцион в поисках инвестора. Естественно, лечение артистов-пенсионеров вряд ли интересовало г-на Савенкова, и об этом благородном проекте Боярскому можно забыть. Правда, и собственнику памятника со своими намерениями быстро и легко заработать пришлось расстаться: здание находится в столь плачевном состоянии, что даже самый скромный ремонт требует неоправданно больших средств. Так что памятник предприниматель решил приберечь на потом, а пока подыскать площади, способные приносить прибыль легко и сразу. И как нетрудно догадаться, эти площади он обнаружил в собственной семье.

Дальше начинается просто детективная история. 11 февраля 2003 года на свет появляется документ, свидетельствующий о том, что состоялось заседание правления ТМО, на котором было принято решение о выходе этой организации из состава ВМО. Позже выяснится, что из шести человек, подписавшихся под бумагой, как минимум двое даже не слышали об этом заседании... А пока, пользуясь всеобщим замешательством, г-жа Малышева регистрирует новый творческий союз и объявляет его правопреемником ТМО, в местное управление юстиции подаются документы о переоформлении прав собственности, и там эта процедура должным образом регистрируется. Неслыханный юридический казус: структура, объявляющая о выходе из состава головной организации, считает себя правопреемником того, что когда-то ей было выделено именно этой организацией! С точки зрения и закона, и элементарной логики это выглядит абсурдно, однако давление бизнеса оказалось сильнее, чем доводы разума.

21 марта ВМО наконец кое-как справляется с шоком и проводит в Твери внеочередную конференцию ТМО. Г-жу Малышеву специальной телеграммой просят быть, но безрезультатно. Всего в Малом зале Тверской филармонии собралось в тот день около 70 человек, многие из которых стояли у истоков создания ТМО. В ходе многочасового заседания было решено: признать протокол, датированный 11 февраля, недействительным, г-жу Малышеву освободить от занимаемой должности, а новым председателем ТМО избрать Владимира Боярского. В арбитражный суд Тверской области направлено соответствующее заявление. В нем, в частности, читаем: Управление юстиции администрации Тверской области 23 февраля 1998 года выдало свидетельство о регистрации номер 521, подтверждающее, что областная общественная организация Тверское музыкальное общество является региональной организацией ВМО, то есть ее отделением, действующим на основе Устава ВМО. Вопрос о выходе из состава ВМО должен решаться только на конференции регионального музыкального общества, которая по Уставу ВМО является высшим руководящим органом музыкальною общества. Казалось бы, вопрос исчерпан. Однако судебные разбирательства не вершатся за один день и даже за месяц. Г-жа Малышева не передает новому официальному председателю ТМО дела, не уступает помещения и даже вспомнила о необходимости содействовать музыкальной жизни родного города. Тверская пресса запестрела сообщениями о том, что ТМО и его директор Н. Малышева представляют новую программу - Тверские музыкальные сезоны. Слушателям были обещаны Виртуозы Москвы с Владимиром Спиваковым лично, оркестр Новая Россия с Юрием Башметом лично, Симфоническая капелла Полянского. Интересно, что все эти коллективы приглашались аккурат на те дни, когда в филармонии проводились давно запланированные концерты и фестивали. По городу были расклеены афиши, билеты по 100 - 500 рублей разошлись на ура, оркестры приехали вовремя и отыграли на уровне, правда, без своих прославленных художественных руководителей. Разочарование публики, ждавшей кумиров, передать трудно, однако еще труднее объяснить, почему деятельность г-жи Малышевой была высоко оценена Министерством культуры РФ - соответствующее письмо было направлено в адрес администраций города Твери и Тверской области.

Вероятно, историю двух тверских музыкальных обществ судам и ВМО придется распутывать не один год. Исход дела на первый взгляд кажется очевидным: организацию Натальи Малышевой обяжут передать все дела законному ТМО и покинуть помещения. Однако в стране, где творческие организации и учреждения культуры все чаще превращаются в трамплин для начинающих предпринимателей, через несколько лет могут появиться совсем другие законы...

Тверь – Москва

МАРТОВИЦКАЯ А. ТРАМПЛИН С МУЗЫКОЙ // Культура . - 2003. - 05-11.06.